Сущность, значение, классификация и оценка материалов

Товарно-материальные запасы (ТМЗ) или просто запасы – это активы сроком службы менее одного года, участвующие в деятельности предприятия, в том числе в производстве, и переносящие свою стоимость на себестоимость готовой продукции, товаров, работ или услуг полностью и, как правило, единовременно.

К товарно-материальным запасам относятся:

Сырье и материалы – предметы труда, которые используются в производстве.

Покупные полуфабрикаты – материалы, которые прошли определенную стадию обработки, но еще не являются готовой продукцией.

Топливо – запасы, используемые в обогреве, либо в приведении в движение транспортных средств (например, бензин, керосин, газ, уголь, мазут).

Тара и тарные материалы

Запасные части – запасные части для различного оборудования.

Прочие ТМЗ – запасы, не включаемые в другие группы, например, канцелярские принадлежности.

Незавершенное производство - это продукция, не прошедшая весь цикл производства на конец отчетного периода.

Готовая продукция – это продукция прошедшая весь цикл производства и на конец отчетного периода переданная на склад.

Товары – запасы, купленные с целью дальнейшей перепродажи.

Оценка материалов.

Материалы в момент приобретения отражаются по фактической себестоимости их приобретения. Фактическая себестоимость приобретения материалов складывается из цены приобретения и расходов по заготовке и доставке этих материалов.
При оценке материалов сложности возникают при списании их на затраты. Дело в том, что в условиях рынка одни и теже материалы в течение месяца могут приобретаться по разным ценам. Встает вопрос, по какой цене списать их на затраты.

В соответствии со стандартами финансовой отчетности наиболее применимы следующие методы оценки товарно-материальных запасов:

1. Метод средневзвешенной стоимости.

При этом методе для определения себестоимости реализованной партии ТМЗ сначала необходимо найти среднюю себестоимость одной единицы, а затем умножить ее на количество проданных единиц.

Пример: Организация занимается куплей-продажей карандашей. В течение месяца у нее были следующие покупки:

Покупка (шт.) Цена Стоимость
1 10 30 300
2 15 35 525
3 20 25 500
Итого 45   1 325


В конце месяца реализовано 20 карандашей. Определить себестоимость реализованных карандашей.

Находим общую стоимость покупки товара и общее количество купленного товара.

Затем находим среднюю себестоимость 1 штуки путем деления общей стоимости покупки на общее количество купленного товара.

Средняя себестоимость  = 1 325 тенге / 45 шт. = 29,44 тенге

Для определения себестоимости реализованных карандашей, необходимо 20 реализованных штук умножить на среднюю себестоимость.

29,44 х 20 = 588,8 тенге

2. Метод ФИФО (FIFO)

От англ. first in – first out, что означает: первый пришел – первый ушел. При этом методе бухгалтер исходит из предположения, что сначала реализуется товар, который поступил на предприятие раньше всего.

Пример: Все те же карандаши:

Покупка (шт.) Цена Стоимость
1 10 30 300
2 15 35 525
3 20 25 500
Итого 45   1 325

 

Только теперь сначала продается товар из первой покупки, когда она заканчивается – из второй и т.д.

Считаем  себестоимость 20 проданных штук. Первая покупка у нас только 10 штук. Продаем сначала их. Затем 10 штук продаем из второй покупки, так как первая покупка уже закончилась.

10 штук х 30 = 300 + 10 шт. х 35 = 350. В результате получаем себестоимость 20 реализованных штук 650 тенге

Каким методом оценки ТМЗ  пользоваться предприятие выбирает само, но не может  менять его чаще, чем один раз в год.

3. Метод специфической идентификации

Учет ведется отдельными партиями, каждая партия по своей цене. Применяют тогда, когда товар не взаимозаменяем (антикварный товар, автосалон).

 


Справочная информация

Реклама партнеров

Онлайн-бухгалтерия
Бухгалтерия Казахстана для начинающих
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ

Powered by Alison CMS © 2011-2018. All rights reserved.
counter.freeway.kz