Сущность, значение, классификация и оценка материалов

Товарно-материальные запасы (ТМЗ) или просто запасы – это активы сроком службы менее одного года, участвующие в деятельности предприятия, в том числе в производстве, и переносящие свою стоимость на себестоимость готовой продукции, товаров, работ или услуг полностью и, как правило, единовременно.

К товарно-материальным запасам относятся:

Сырье и материалы – предметы труда, которые используются в производстве.

Покупные полуфабрикаты – материалы, которые прошли определенную стадию обработки, но еще не являются готовой продукцией.

Топливо – запасы, используемые в обогреве, либо в приведении в движение транспортных средств (например, бензин, керосин, газ, уголь, мазут).

Тара и тарные материалы

Запасные части – запасные части для различного оборудования.

Прочие ТМЗ – запасы, не включаемые в другие группы, например, канцелярские принадлежности.

Незавершенное производство - это продукция, не прошедшая весь цикл производства на конец отчетного периода.

Готовая продукция – это продукция прошедшая весь цикл производства и на конец отчетного периода переданная на склад.

Товары – запасы, купленные с целью дальнейшей перепродажи.

Оценка материалов.

Материалы в момент приобретения отражаются по фактической себестоимости их приобретения. Фактическая себестоимость приобретения материалов складывается из цены приобретения и расходов по заготовке и доставке этих материалов.
При оценке материалов сложности возникают при списании их на затраты. Дело в том, что в условиях рынка одни и теже материалы в течение месяца могут приобретаться по разным ценам. Встает вопрос, по какой цене списать их на затраты.

В соответствии со стандартами финансовой отчетности наиболее применимы следующие методы оценки товарно-материальных запасов:

1. Метод средневзвешенной стоимости.

При этом методе для определения себестоимости реализованной партии ТМЗ сначала необходимо найти среднюю себестоимость одной единицы, а затем умножить ее на количество проданных единиц.

Пример: Организация занимается куплей-продажей карандашей. В течение месяца у нее были следующие покупки:

Покупка (шт.) Цена Стоимость
1 10 30 300
2 15 35 525
3 20 25 500
Итого 45   1 325


В конце месяца реализовано 20 карандашей. Определить себестоимость реализованных карандашей.

Находим общую стоимость покупки товара и общее количество купленного товара.

Затем находим среднюю себестоимость 1 штуки путем деления общей стоимости покупки на общее количество купленного товара.

Средняя себестоимость  = 1 325 тенге / 45 шт. = 29,44 тенге

Для определения себестоимости реализованных карандашей, необходимо 20 реализованных штук умножить на среднюю себестоимость.

29,44 х 20 = 588,8 тенге

2. Метод ФИФО (FIFO)

От англ. first in – first out, что означает: первый пришел – первый ушел. При этом методе бухгалтер исходит из предположения, что сначала реализуется товар, который поступил на предприятие раньше всего.

Пример: Все те же карандаши:

Покупка (шт.) Цена Стоимость
1 10 30 300
2 15 35 525
3 20 25 500
Итого 45   1 325

 

Только теперь сначала продается товар из первой покупки, когда она заканчивается – из второй и т.д.

Считаем  себестоимость 20 проданных штук. Первая покупка у нас только 10 штук. Продаем сначала их. Затем 10 штук продаем из второй покупки, так как первая покупка уже закончилась.

10 штук х 30 = 300 + 10 шт. х 35 = 350. В результате получаем себестоимость 20 реализованных штук 650 тенге

Каким методом оценки ТМЗ  пользоваться предприятие выбирает само, но не может  менять его чаще, чем один раз в год.

3. Метод специфической идентификации

Учет ведется отдельными партиями, каждая партия по своей цене. Применяют тогда, когда товар не взаимозаменяем (антикварный товар, автосалон).

 


Справочная информация

Реклама партнеров

Универсальная торговая площадка
Бухгалтерия Казахстана для начинающих
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ

Powered by Alison CMS © 2011-2019. All rights reserved.
counter.freeway.kz